Не следует воспринимать показанную в таблице взаимосвязь целей и форм как некую непреложную, закономерную зависимость одних от других. Это не так. Данная связь носит характер, скорее, не закономерности, а тенденции.
Во-первых, потому что само различение форм деятельности на практике бывает проблематичным. Случается, что одна форма может плавно перетекать в другую. Так, например, эмоциональный рассказ педагога может легко перерасти в его беседу с детьми, а беседа, вскрывшая различные точки зрения ее участников на обсуждаемую проблему, вдруг превращается в серьезную дискуссию. Кроме того, есть множество комплексных форм внеурочной деятельности, включающих в себя ряд других, более частных форм. К таким комплексным формам можно отнести, например, коммунарские сборы, экспедиции, фестивали.
Во-вторых, потому, что в воспитании чрезвычайно значим так называемый человеческий фактор, и от него часто зависит
эффективность реализации воспитательного потенциала той или иной формы внеурочной деятельности.
Рассматривая приведенную выше таблицу, необходимо помнить, что потенциал – это еще не реализованная возможность, и
этот потенциал еще нужно суметь реализовать.
В-третьих, потому что та или иная форма организации деятельности сама по себе не является личностно развивающей, воспитывающей. Она ею становится лишь тогда, когда наполняется соответствующим личностно развивающим, воспитывающим содержанием.
И это содержание вовсе не задается самой формой, оно привносится в нее специалистами Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ".
Личностно развивающее, воспитывающее содержание внеурочной деятельности – это содержание, побуждающее ребенка усвоить те или иные социально значимые знания, выработать в себе то или иное социально значимое отношение, приобрести тот или иной опыт социально значимых дел. Таковым оно является не само по себе. Таковым его делает специалисты Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ".
Сплачиваем детско-взрослые общности.
Общность – это не синоним слов «группа», «класс», «организация». По крайней мере, эти
формы объединений не всегда являются общностями.
В общности главное – это переживаемое человеком состояние, ощущение, чувство - чувство общности: с каким-то человеком или группой людей, со своими
родителями, с педагогом, с тренером, с детьми, посещающими вместе с ним внеурочные занятия.
Важнейшие характерные признаки общности таковы:
1) наличие у ее членов чувства сопричастности друг другу, ощущения своей
принадлежности к какому-то общему кругу, переживания своей схожести с другими членами общности – схожести интересов, образа жизни, судьбы;
2) комплиментарность – притягательность, симпатия друг к другу;
3) неформальные отношения между ее членами (конечно, в рамках той или иной общности
могут возникать и формализованные, деловые отношения, но без них общность может прекрасно существовать, а вот без неформальных, глубоко личностных отношений – нет).
У общности (особенно если она является детско-взрослой, то есть общностью, объединяющей детей и взрослых) есть еще одна замечательная особенность. С ней неразрывно связаны процессы личностного развития ребенка, его социализации и воспитания.
Заметим, детско-взрослая общность не просто играет важную роль в воспитании ребенка: без детско-взрослой общности оно просто немыслимо!
Оно может осуществляться только в общностях, которые тот образует со значимыми для него взрослыми людьми.
Возникают такого рода детско-взрослые общности, разумеется, не на пустом месте, а как раз в
процессе тех или иных совместных дел специалистов Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ"
и его слушателей Выездной школы.
Они могут быть самыми различными по своей конфигурации.
Подведем итог. Грамотно организованная Выездная школа внеурочной деятельности
возможна тогда, когда она разворачиваются как совокупность взаимосвязанных педагогических действий, а именно:
- когда специалист Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ" приступает к организации
Выездной школы в соответствии с четким, осмысленным заданием образовательной организации её целями воспитания;
- когда специалистам Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ"удается вовлечь
обучающихся в интересные для них виды внеурочной деятельности;
- когда специалисты Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ" подбирает личностно
развивающие, воспитывающие формы и содержание совместной с детьми внеурочной деятельности;
- когда на основе этой деятельности удается создавать детско-взрослые общности, объединяющие специалистов Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ" и обучающихся.
В единстве этой цепочки основных педагогических действий возможна эффективная организация курсов внеурочной деятельности.
Обращаем внимание, что Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» является вариативным модулем программы воспитания. Походы, экскурсии, экспедиции – все это распространенные формы совместной деятельности педагога и обучающихся, которые при умелой их организации могут стать формами воспитания.
Туризм (экскурсионный) обладает огромным воспитательным потенциалом: он приучает детей к самостоятельности; сдерживает развитие их инфантилизма; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда. Здесь педагоги могут достигать самых разных целей, представленных в примерной программе воспитания.
Они могут способствовать усвоению обучающимися знаний основных социальных норм.
Эти знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает включаться в туристско-экскурсионную деятельность: он постигает этику поведения в общественных местах; осваивает принятые в обществе нормы отношения к памятникам истории и культуры; узнает о рисках и угрозах нарушения этих норм, об особенностях взаимоотношений в коллективе, об основах организации коллективной творческой деятельности, правилах общения с незнакомыми людьми.
Они могут способствовать развитию позитивных отношений школьников к базовым
общественным ценностям. Например, к родному Отечеству – его истории, культуре, населению; к труду.
Они могут способствовать и приобретению обучающимися опыта осуществления социально значимых дел, опыта применения на практике сформированных знаний и отношений. Это может быть опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися; опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта волонтерской деятельности, помощи другим людям.
История, культура, события, личности – на экскурсии, в экспедиции или в походе
воспринимаются детьми иначе, чем на школьных уроках. Одно дело, например, узнавать из учебников или рассказов учителей о значении для нашего общества Победы в Великой
Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам, о необходимости чтить память погибших, и совсем другое дело – понять все это, пройдя теми дорогами, по которым когда-то проходили советские солдаты, встречаясь с людьми, пережившими ужасы фашистской оккупации, расчищая от мусора заброшенные братские могилы и т.п.