ФГОС

Воспитание в современной школе:

от программы к действиям

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования,

в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого
внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги- энтузиасты.
Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.

Выездная школа, как форма внеурочной деятельности
Результатом реализации рабочей программы воспитания, видимым для педагогов, учащихся и их родителей, должна стать интересная
и событийно насыщенная жизнь детей и педагогов в образовательной организации. Это – главное, к чему должна привести реализация программы. Сама же она не является средством воспитания! Ребенка воспитывает не документ, а педагоги – своими действиями, словами, отношениями. Программа лишь позволяет им скоординировать свои усилия. А потому главным вопросом становится, разумеется, не вопрос разработки программы, а вопрос ее реализации.
Именно этому сложнейшему вопросу посвящена деятельность Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ".
Структура примерной программы состоит из четырех основных разделов.

На этой странице нашего сайта мы говорим о 3-ем разделе программы «Виды, формы и содержание деятельности» и предлагаем новые формы воспитательной деятельности.
Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей.
Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и
социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Работа классного руководителя с родителями. Это та сторона деятельности классного руководителя, которую многие не очень любят. Связано это в большей степени с тем, что родители – это люди с уже сформированными привычками, со своим мироощущением и часто
со своим четким пониманием того, кем станет их ребенок в будущем и что для этого нужно делать. Поэтому найти общий язык с родителями получается не у всех классных руководителей, особенно если их взгляды не совпадают. И это большая проблема, так как родители – это основные участники воспитательного процесса и с ними необходимо налаживать контакт. Иногда эту проблему все же удается решить. Как только классный руководитель своими действиями, общением, отношением к школьникам покажет родителям, что он заинтересован в успехах их детей, что он старается создать в классе атмосферу добра и взаимопонимания, что он не формально относится к своим обязанностям, все постепенно станет налаживаться.
Что может помочь классному руководителю в конструктивной работе с родителями?
Хорошо, когда в классе есть дела, которые объединяют педагогов, детей и родителей. Родители должны понимать, что от того, насколько сплоченным станет родительский коллектив класса, зависит и состояние детского коллектива. С этой целью можно организовывать совместные походы, выезды на экскурсии и т.д.
Внеурочная деятельность. Вовлечь в деятельность – это значит создать такие условия, чтобы у ребенка появилась внутренняя
мотивация к участию в этой деятельности, чтобы она направлялась не внешними стимулами, а внутренним побуждением, имеющим для ребенка личностный смысл.
Полноценное вовлечение ребенка в деятельность предполагает его внутреннюю готовность к ее осуществлению, его внутреннюю мотивацию, его желание. Только в этом случае личностно развивающий, воспитательный, потенциал внеурочной деятельности может быть реализован в полной мере. А потому те виды внеурочной деятельности, которые предлагает образовательная организация своим обучающимся, должны быть привлекательны для них, отвечать их потребностям и интересам! Именно на этом, кстати, и настаивает Федеральный государственный образовательный стандарт, говоря о том, что внеурочная деятельность вводится «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся».
Та или иная внеурочная деятельность сама по себе не является личностно развивающей. Она становится ею лишь тогда, когда наполняется соответствующим личностно развивающим, воспитывающим содержанием. Только тогда, когда формы организации внеурочной деятельности обучающихся будут наполнены личностно развивающим содержанием, их можно использовать для достижения цели воспитания.
Разные формы обладают разным потенциалом в достижении планируемых педагогом целей воспитания.
Цель усвоения обучающимися знаний основных социальных норм может быть достигнута относительно простыми формами, цель развития позитивных отношений обучающихся к базовым общественным ценностям – более сложными, а вот цель приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Центр музейной педагоги "СВЕТОЧ" апробировал с 2015 года такую форму, как Выездная школа - форма внеурочной деятельности, о потенциале и содержании детально рассмотрено в таблице

Не следует воспринимать показанную в таблице взаимосвязь целей и форм как некую непреложную, закономерную зависимость одних от других. Это не так. Данная связь носит характер, скорее, не закономерности, а тенденции.

Во-первых, потому что само различение форм деятельности на практике бывает проблематичным. Случается, что одна форма может плавно перетекать в другую. Так, например, эмоциональный рассказ педагога может легко перерасти в его беседу с детьми, а беседа, вскрывшая различные точки зрения ее участников на обсуждаемую проблему, вдруг превращается в серьезную дискуссию. Кроме того, есть множество комплексных форм внеурочной деятельности, включающих в себя ряд других, более частных форм. К таким комплексным формам можно отнести, например, коммунарские сборы, экспедиции, фестивали.

Во-вторых, потому, что в воспитании чрезвычайно значим так называемый человеческий фактор, и от него часто зависит
эффективность реализации воспитательного потенциала той или иной формы внеурочной деятельности.
Рассматривая приведенную выше таблицу, необходимо помнить, что потенциал – это еще не реализованная возможность, и
этот потенциал еще нужно суметь реализовать.

В-третьих, потому что та или иная форма организации деятельности сама по себе не является личностно развивающей, воспитывающей. Она ею становится лишь тогда, когда наполняется соответствующим личностно развивающим, воспитывающим содержанием.
И это содержание вовсе не задается самой формой, оно привносится в нее специалистами Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ".
Личностно развивающее, воспитывающее содержание внеурочной деятельности – это содержание, побуждающее ребенка усвоить те или иные социально значимые знания, выработать в себе то или иное социально значимое отношение, приобрести тот или иной опыт социально значимых дел. Таковым оно является не само по себе. Таковым его делает специалисты Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ".
Сплачиваем детско-взрослые общности.
Общность – это не синоним слов «группа», «класс», «организация». По крайней мере, эти
формы объединений не всегда являются общностями.
В общности главное – это переживаемое человеком состояние, ощущение, чувство - чувство общности: с каким-то человеком или группой людей, со своими
родителями, с педагогом, с тренером, с детьми, посещающими вместе с ним внеурочные занятия.
Важнейшие характерные признаки общности таковы:
1) наличие у ее членов чувства сопричастности друг другу, ощущения своей
принадлежности к какому-то общему кругу, переживания своей схожести с другими членами общности – схожести интересов, образа жизни, судьбы;
2) комплиментарность – притягательность, симпатия друг к другу;
3) неформальные отношения между ее членами (конечно, в рамках той или иной общности
могут возникать и формализованные, деловые отношения, но без них общность может прекрасно существовать, а вот без неформальных, глубоко личностных отношений – нет).
У общности (особенно если она является детско-взрослой, то есть общностью, объединяющей детей и взрослых) есть еще одна замечательная особенность. С ней неразрывно связаны процессы личностного развития ребенка, его социализации и воспитания.
Заметим, детско-взрослая общность не просто играет важную роль в воспитании ребенка: без детско-взрослой общности оно просто немыслимо!
Оно может осуществляться только в общностях, которые тот образует со значимыми для него взрослыми людьми.
Возникают такого рода детско-взрослые общности, разумеется, не на пустом месте, а как раз в
процессе тех или иных совместных дел специалистов Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ"
и его слушателей Выездной школы.
Они могут быть самыми различными по своей конфигурации.
Подведем итог. Грамотно организованная Выездная школа внеурочной деятельности
возможна тогда, когда она разворачиваются как совокупность взаимосвязанных педагогических действий, а именно:
- когда специалист Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ" приступает к организации
Выездной школы в соответствии с четким, осмысленным заданием образовательной организации её целями воспитания;
- когда специалистам Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ"удается вовлечь
обучающихся в интересные для них виды внеурочной деятельности;
- когда специалисты Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ" подбирает личностно
развивающие, воспитывающие формы и содержание совместной с детьми внеурочной деятельности;
- когда на основе этой деятельности удается создавать детско-взрослые общности, объединяющие специалистов Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ" и обучающихся.
В единстве этой цепочки основных педагогических действий возможна эффективная организация курсов внеурочной деятельности.
Обращаем внимание, что Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» является вариативным модулем программы воспитания. Походы, экскурсии, экспедиции – все это распространенные формы совместной деятельности педагога и обучающихся, которые при умелой их организации могут стать формами воспитания.
Туризм (экскурсионный) обладает огромным воспитательным потенциалом: он приучает детей к самостоятельности; сдерживает развитие их инфантилизма; учит брать на себя ответственность за общее дело, бережному отношению к культуре, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки самообслуживающего труда. Здесь педагоги могут достигать самых разных целей, представленных в примерной программе воспитания.
Они могут способствовать усвоению обучающимися знаний основных социальных норм.
Эти знания ребенок получает уже тогда, когда только начинает включаться в туристско-экскурсионную деятельность: он постигает этику поведения в общественных местах; осваивает принятые в обществе нормы отношения к памятникам истории и культуры; узнает о рисках и угрозах нарушения этих норм, об особенностях взаимоотношений в коллективе, об основах организации коллективной творческой деятельности, правилах общения с незнакомыми людьми.
Они могут способствовать развитию позитивных отношений школьников к базовым
общественным ценностям. Например, к родному Отечеству – его истории, культуре, населению; к труду.
Они могут способствовать и приобретению обучающимися опыта осуществления социально значимых дел, опыта применения на практике сформированных знаний и отношений. Это может быть опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися; опыт управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта волонтерской деятельности, помощи другим людям.
История, культура, события, личности – на экскурсии, в экспедиции или в походе
воспринимаются детьми иначе, чем на школьных уроках. Одно дело, например, узнавать из учебников или рассказов учителей о значении для нашего общества Победы в Великой
Отечественной войне, о нормах отношения к ветеранам, о необходимости чтить память погибших, и совсем другое дело – понять все это, пройдя теми дорогами, по которым когда-то проходили советские солдаты, встречаясь с людьми, пережившими ужасы фашистской оккупации, расчищая от мусора заброшенные братские могилы и т.п.

Не отнимайте солнце у детей!

Впервые форму "Выездная школа" Центр музейной педагогики "СВЕТОЧ" применил в 2015 году, при реализации Международной благотворительной программы
"Не отнимайте солнце у детей Донбасса!", в рамках которой Центр музейной педагогики "СВЕТОЧ" вывез в Россию из зон боевых действий на юго-востоке Украины 513 детей.
Более подробно с Программой можно ознакомиться на странице сайта
"Не отнимайте солнце у детей Донбасса!"
Не отнимайте солнце у детей!

Оранизация и проведение выездных экскурсий в форме "Выездная школа"

В рамках Международной исторической программы "Память сердца: блокадный Ленинград" Центра музейной педагогики "СВЕТОЧ" стало традией ежегодно завершать реализацию Программы в учебном году проведением в начале преля Всероссийской Выездной школы "Ленинградская битва".

Опыт показал, что Выездная школа - это не только воспитательная функция, но и образовательная, которая имеет три уровня интеграции:

• внутрипредметная;

• транспредметная;

• межпредметная

Межпредметные связи-это условие повышения качества учебно-воспитательного процесса современной школы, интеграции науки и практики, интеграции личности в национальную и мировую культуру.

А умение педагога уставливать межпредметные связи-показатель педагогического мастерства


Центр музейной педагогики "СВЕТОЧ", учитывая накопленный опыт, положительные апробации предлагает образовательным организациям создание и проведение выездных, тематических экскурсий в форме "Выездная школа" в любой регион Российской Федерации

Первая экскурсия учащихся Москвы в Санкт-Петербург, в рамках

Ежегодной патриотической акции "Память сердца: блокадный Ленинград"

Ученики 11 класса "Р" ШО 3 Гимназии № 1542 города Москвы посетили Санкт-Петербург. - это стало прологом Всероссийской выездной школы "Ленинградская битва"

Шеляпин

Николай Викторович

Руководитель I Всероссийской выездной школы "Ленинградская битва", которая была посвящена 75-летию блокадного крестного хода, состоявшегося 5 апреля 1942г.

Кандидат социологических наук, доцент. Доцент кафедры связей с общественностью Российского государственного гидрометеорологического университета (г. Санкт-Петербург)


Автор Проекта “Ближний Кавказ”,  который впервые в истории российского PR стал победителем Международного конкурса IPRA GOLDEN PR-AWARD в номинации «Служение обществу» и был отмечен специальным сертификатом ООН. Данный проект стал основой для написания методического пособия «Обучение толерантности»




В канун 75-летия блокадного Крестного хода
Вечер памяти «Память сердца» V Международной патриотической акции «Память сердца: блокадный Ленинград», посвященной 73-годовщине снятия блокады Ленинграда, в канун 75-летия блокадного Крестного хода
Просмотр и обсуждение фильма "Страсти по затворнику" и награждение победителей международной патриотической акции "Память сердца: блокадный Ленинград" состоялись 6 апреля в Президентской библиотеке.
Организаторы мероприятия - Президентская библиотека, киностудия "Леннаучфильм", Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, Центр музейной педагогики "СВЕТОЧ" и Российский институт истории искусств

ЗАЯВКА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСКУРСИИ
в форме Выездной школы

если номера нет или номер неизвестен - напишите НЕТ
пример: МОУ Первая гимназия г. Сол Новосибирской области
пример: +7 (9995) 123-22-15
пример: 123@eduobr.com
пример: Хромова Алла Юрьевна
пример: +79263562525
пример: vvcjvj@mail.ru
пример: советник директора по воспитанию
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

2024. Первая смена

Помнить историю своей страны, с уважением относиться к ее героям, хранить память о погибших, извлекать уроки из прошлого и стараться строить счастливое будущее – долг каждого. В 2024 году вся Россия отмечает 80-летие освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады. 872 ужасных дня навсегда вписаны в историю нашей страны.
В 2024 году Свердловский лицей впервые принял участие в международной исторической программе «Память сердца. Блокадный Ленинград», которая реализуется Центром музейной педагогики «Светоч» (Москва) с 2013 года. На базе нашей школы проводились тематические кинолектории, уроки мужества, творческие выставки, мы приняли участие в международной викторине. И вот, пройдя все этапы конкурса, команда наших учеников 5-11 классов стала участником выездной школы «Блокадный Ленинград».
В состав команды вошли учащиеся: Дудниченко Анастасия, Кожушко Валерия, Владыкин Игорь, Лукьянченко Евгений, Невмержицкая Анастасия, Борисенко Мария, Чаркина Виктория, Альшуки Ахмед, Крамная Юлия, Калынюк Алина, Слободян Мария, Халепа Денис, Кондратьева Александра и Боярищева Елизавета. Наставниками в поездке были Лавриненко Ю.С. (советник директора по воспитательной работе и связям с общественностью) и Аржуханова В.Ю. (заместитель директора по воспитательной работе).
В течение трех дней ребята были гостями организаторов программы в Санкт-Петербурге. Различные экскурсии по городу, лекции об истории Ленинграда в дни блокады, видеолектории, посещение музея истории блокады – график мероприятий оказался весьма насыщенным!
Санкт-Петербург произвел неизгладимое впечатление на всех участников поездки. В этот город невозможно не влюбиться, как и невозможно забыть его историю.
К сожалению, мы не смогли встретиться лично с тем человеком, который блокаду пережил – Грачевой Тамарой Романовной, но мы смогли прослушать ее обращение к нам и оставить память о себе – учащиеся записали для блокадницы видео с теплыми пожеланиями, а также исполнили песню.
Итогом выездной школы стали исследовательские проекты учащихся, которые они могут выполнять совместно с другими школьниками России. Награда за их труды – сертификаты участников выездной школы Международной программы «Блокадный Ленинград», а также медали «За службу Родине с детства» для самых активных.
Мы благодарим организаторов Центра «Светоч» Светлану Николаевну и Вадима Викторовича за те знания, которые мы смогли получить, за знакомство с новыми людьми и за яркие впечатления от поездки.
Центру музейной педагогики «Светоч» мы желаем процветания и новых значимых для истории и культуры России проектов и надеемся, что сможем снова стать участниками этих программ.
Знакомтесь - это мы!
Обращение к Грачевой Т.Р.

2024. Вторая смена

Уважаемые, Светлана Николаевна и Вадим Викторович! Я ещё раз хочу поблагодарить за предоставленную возможность выездной школы. И думаю выражу мнение коллег,всех кто побывал на этой встрече: это надо Продолжать - в сохранении Исторической Памяти, Гордости, Уважения Благодарности к истории Великой Отечественной войны - как Старт подготовки к самому значимому событию 8о- летнему Юбилею Нашей Великой Победы! Вам Здоровья, Бодрости и Сил! С глубоким уважением,Николай Адамович
Знакомтесь - это мы!
Обращение к Грачевой Т.Р.
Участники Выездной школы деляться о своей поездке в Санкт-Петербург
Участники Выездной школы деляться о своей поездке в Санкт-Петербург
Участники Выездной школы деляться о своей поездке в Санкт-Петербург
Участники Выездной школы деляться о своей поездке в Санкт-Петербург
Участники Выездной школы деляться о своей поездке в Санкт-Петербург
Участники Выездной школы деляться о своей поездке в Санкт-Петербург
Участники Выездной школы деляться о своей поездке в Санкт-Петербург

Новости

Выездной школы

    Made on
    Tilda